Иерусалим. Яд Вашем.
История об исчезнувшем мире. Спускаемся по длинному бетонному желобу и в старых фотографиях, видеозаписях, сохранившихся предметах, письмах, газетах на наших глазах солнечный счастливый мир постепенно превращается в ад.
Мы видим как одни люди начинают травить других при молчаливом одобрении третьих, как копится страх, злость, презрение, ненависть. Как нарастает беспомощная отчаянная безнадежность. Весь мир отворачивается и не к кому обратиться за помощью, все двери закрыты.
Зачатки насилия, банальная травля, вроде бы поначалу такая безобидная. Ну подумаешь, обозвали, не пустили сесть рядом, перестали пользоваться услугами... Что такого... А оно разрастается как снежный ком, матереет... несколько лет и статьи в газетах превращаются в газовые камеры. И вот уже на фоне горы трупов фотографируется пухлощекий офицер освободительной армии.
Выхожу на воздух с чувством повышенной ответственности за то, чтобы больше никогда. С решимостью не проходить мимо, замечать и пресекать в зародыше. Неожиданное такое чувство собственной силы и ответственности за этот мир и за свою жизнь и честь.
Яд Вашем - он не только про ужас, скорбь и слезы, он про гордость, про мужество, про преодоление и про свободу.
Пока мы были внутри, снаружи прошел дождь. Не просто дождь, а целый ливень, и под ним совсем недалеко, в пустыне, погибли израильские дети. По нелепой случайности оказавшиеся на пути водного потока. Как будто природа, оплакивая жертвы минувших лет, напоминает об осмотрительности и осознанности в настоящем. Мелочей нет. Каждое действие имеет последствия. Да, их не всегда можно предвидеть и просчитать, но часто можно. И если мы этого не делаем, гибнут люди.
Нам не хочется уезжать из Иерусалима. Едем куда-то в центр в надежде поставить машину и погулять. Подъезжаем поближе к Старому городу и находим парковку на улице царя Давида. Кружим по улицам, смотрим на гору Сион, и в наступающих сумерках на обратном пути к машине натыкаемся на первую ж/д станцию (David Remez St 4, Jerusalem). На воротах написано "станция Иерусалим", заходим внутрь и оказываемся совсем в каком-то другом Иерусалиме.
Старое здание вокзала подновлено и наполнено разнообразными кафешками на любой вкус. Рельсы застелены деревянным полом, на котором оборудована сцена. Девушка поет, джаз-банд подыгрывает, несколько зрителей сидят на скамеечках и то ли слушают, то ли общаются, то ли перекусывают чем-то своим. Сверху нависает тент, хранящий остатки прошедшего дождя. Напротив сцены на расстеленных матах несколько пар занимаются контактной акробатикой. Крутят друг-друга над землей медленно, с удовольствием и чувством собственных тел. Свободно и непринужденно, как будто вокруг не ходят толпы людей, не разговаривают, не останавливаются понаблюдать...
И мне эта картинка хорошо ложится как продолжение экспозиции Яд Вашема. Столько в этих людях силы, свободы и уверенности в себе и окружающем мире, что щиплет в носу от подступающих слез.